Роль подвижных игр в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.  Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода — гиподинамии.

Ценность игры как средства познания мира и подготовки новых поколений к жизни была понята довольно давно и использовалась в  воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через  игру.  Игра развивает  ум,   совершенствует   восприятие,   формирует   механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций  с орудиями труда и различными предметами;  развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждой человека  потребность  в   движении  и  творческой   деятельности протяжении всей его жизни.

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры — это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Диапазон их применения поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства и юности игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. И это понятно, поскольку истинную ценность игровой двигательной деятельности просто трудно полностью представить и правильно оценить.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их  использования в природных условиях. Игры в походах, на прогулках, игры с водой и т.д. — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.

Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всем быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствуем формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной  жизни. Вместе с ними развиваются способности  к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях.

Деятельность  играющих  подчинена  правилам, регламентирующих их поведение и отношения. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Организуя обучение, воспитатель  должен стремиться:  воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Важное условие успешной игровой деятельности — ясность понимания содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и правил, объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попытка позволяет ему проверить, как поняли дети игру. Если необходимо, то ее вскоре  останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснений  ошибок играющих.

Содержание сложной игры объяснять сразу целиком неправильно. Дети, и особенно младшие, понять и запомнить его не смогут, поэтому лучше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап — ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап — дальнейшее изучение содержания и правил;

3-й  этап — внесение  дополнений   и  изменений   в   содержание   и правила игры.

Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на конец игры или следующие ее повторения.

Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих  и распределяя роли.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.