ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «В ГОСТИ К ДЕДУ ПРИРОДОВЕДУ»
Воспитатель: Бочинина Г.А.
МБДОУ д/с №13
г.Тимашевск
Программное содержание: Расширить представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Материал: Объекты экологической тропы. Дед Природовед в зимней одежде. Угощение для птиц.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних пейзажей. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев. Рисование зимних пейзажей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся в гости к деду Природоведу. Посмотрим, что изменилось с приходом зимы на экологической тропе.
Дети выходят на улицу. Их встречают дед Природовед.
Дед Природовед:
Здравствуйте дети, узнали меня? Я дед Природовед.
Воспитатель:
Дети, а вы заметили, что изменилось у дедушки, с тех пор как мы расстались? Конечно, он оделся по сезону: в тёплую шубу, шапку и валенки.
Дед Природовед:
На улице стало морозно, и я оделся теплее. Отгадайте, о каком времени года говорится в загадках?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Правильно, о зиме! Стало холодно! Солнце реже появляется, светит , да не греет .По небу плывут тёмные тучи, идёт снег.
Дед Природовед приглашает детей прогуляться по экологической тропинке и внимательно посмотреть, какие вокруг произошли изменения.
Дед Природовед:
Дети, а где же клумба с цветами?
Педагог обобщает ответы детей:
“На клумбе цветов нет, лишь опавшие семена находятся в земле, и они надёжно укрыты снегом. Весной, когда солнце пригреет, растает снег, семена прорастут, на клумбе снова будут цвести цветы.
Дед Природовед:
Перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (Ответы детей). Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят. Дети, а какие ещё есть растения на экологической тропе? Конечно, красавица берёза! Зимой на берёзе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев берёзу всегда можно узнать по цвету ствола, берёза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Берёза — очень красивое дерево! Вот как в стихотворение “Берёза” С.Есенин описывает это удивительное дерево:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Поэт очень красиво и образно описал берёзу в этом стихотворение.
Дед Природовед:
Дети, посмотрите, на тропинке есть дерево, на котором зимой висят ягоды. (Показывает на рябину.) Какое это дерево? Правильно, это рябина. Обратите внимание, как красиво выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег. А как вы думаете, для кого здесь развешены кормушки? Люди смастерили кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Зимой птицам особенно трудно найти корм, он замёрз или находится под снегом. Какие птицы прилетают к нам на участок зимой? (Ответы детей). Каждая птичка любит свой корм. Синичек можно покормить салом; воробьёв, голубей и ворон — хлебными крошками, семенами и крупой; снегирей — ягодами рябины.
Далее мы отправляемся к ёлочкам. Как вы думаете, ёлочки сбросили свои хвоинки? (Ответы детей.) Правильно, зимой на ёлках остаются зелёные иголки. Ёлочки зимой и летом одним цветом. Посмотришь, стоит зелёная красавица, укутавшись в снежное покрывало, тепло ей под снегом. В лесу под елкой часто медведь устраивает себе берлогу. Зимой медведь спит в берлоге.
Дед Природовед предлагает детям проиграть в подвижную игру
“Как на горке снег “.
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие тексту движения.
Как на горке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой).
И под горкой снег, снег, (Присаживаются, руки в стороны).
И на елки снег, снег, (Складывают руки домиком над головой).
И под елкой снег, снег (Присаживаются, руки со стороны).
А под снегом спит медведь: ( Сидя складывают руки ладошки к ладошке и прикладывают их к щеке).
Тише, Тише — не шуметь! (Грозят пальцем)
Дед Природовед:
Ребята, мне пора отправляться по своим делам. Когда вы вернётесь в группу, нарисуйте наиболее понравившийся и запомнившийся объект экологической тропы: берёзу, елку, кормушку или что — то ещё. До свидания, до новых встреч на экологической тропе.
Дети прощаются с дедом Природоведом.