Игры и упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы

В последнее время значительно увеличилось число детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе плоскостопие и неправильную установку стоп. Среди основных причин, вызывающих эти нарушения, называют высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общую слабость мышц.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение». Поэтому необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим для каждого ребенка.

В детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня проводятся физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, а также  корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. С целью укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети легко закрепляют нужные навыки.

Задачи ортопедических игр для укрепления свода стопы:

воспитывать сознательное отношение к занятиям;

усваивать и закреплять элементы движений мелкой моторики пальцев ног;

обучать правильному выполнению упражнений для укрепления свода стопы;

обучать массажу стоп мячами-массажерами.

Ортопедические игры могут быть направлены на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.), с окружающим миром (животные, растения), на развитие физических качеств (прежде всего, координационных способностей); они могут проводиться как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

На занятиях по укреплению свода стопы могут быть использованы следующие материалы, которые можно изготовить в домашних условиях:
«Зебра». Дорожка, выполненная из плотной ткани, сложенной вдвое и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

«Цветочная поляна» На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, крупные бусины и т.д.).

«Извилистая дорожка» На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

«Полоса препятствий» Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные мелкие предметы (палочки, карандаши, пуговицы, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, «молниями», пуговицами и т.д.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

«Загрузи машину» Вам понадобятся: игрушечный самосвал, палочки, карандаши, фломастеры. Ребенок стоит босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног по одной берет с пола палочки и складывает их в машину.

«Передай – не урони» Вам понадобится: карандаш или небольшая палочка. Ребенок стоит рядом со взрослым, пальцами ноги берет с пола палочку и передает ее ему, не опуская на пол. Взрослый так же возвращает палочку обратно ребенку.

«Построим лесенку» Вам понадобится: несколько карандашей
Ребенок стоит или сидит рядом со взрослым, который передает ему пальцами ног карандаши по одному. Ребенок из полученных палочек строит на полу лесенку. Вариант: геометрические фигуры, буквы.

«Наш красавец самосвал» Вам понадобится: машина с веревочкой.
Ребенок сидит рядом со взрослым плечом к плечу. Возле него стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину к себе, а затем передает веревочку взрослому.

Игра-имитация «Перейди вброд» Вам понадобится: ящик с низкими стенками, наполненный камешками (или пуговицами).
Ребенок имитирует движения мышонка, зайчонка, котенка, переходя по камешкам прямо или приставным шагом – как по мостику через бурную речку.

«Нарисуй картину» Вам понадобятся: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета). Ребенок, стоя босиком, пальцами ног составляет разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

«Сложи узор» Вам понадобятся: палочки различной длины и цвета, и образец – схема-рисунок. Ребенок, стоя босиком, пальцами ног составляет узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью» Вам понадобятся: бумага, гуашь, кисти.
Ребенок берет пальцами ноги кисть, набирает гуашь и рисует солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину») Вам понадобятся: таз с водой, плавающие предметы (пробки), тонущие предметы (камешки).
В таз с водой опускаются камешки и пробки, ребенок пальцами ног «ловит рыб» (пробки) и достает со дна «жемчужины» (камешки).

«Найди клад» Вам понадобятся: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной.
Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка» Вам понадобятся: платочки (салфетки). На полу перед ребенком платочки. Пальцами ноги ребенок собирает платочек в гармошку и отпускает 2 раза («стирает»). Затем берет платочек за край, поднимает и опускает его («полощет») и снова собирает в гармошку («отжимают») и вешает платочек «сушиться».

«Котенок» Вам понадобится: круглый предмет (мяч, клубок шерсти)
Ребенок изображает котенка, играющего с клубком – перекатывает его стопами, приподнимает, взявшись двумя ногами, перебрасывает.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.