Как подготовить ребенка к школе
Требования к знаниям и умениям будущих школьников часто меняются, а иногда зависят от внутренних негласных правил школы. Неизменно одно: критерии психологической готовности ребенка к школе.
Требования к знаниям и умениям будущих школьников часто меняются, а иногда зависят от внутренних негласных правил школы. Неизменно одно: критерии психологической готовности ребенка к школе.
Как понять: готов ваш ребенок к школьному обучению или нет?
С таким вопросом к психологу часто обращаются родители. В этой статье вы можете ознакомиться с основными навыками и умениями, которыми необходимо овладеть вашему малышу к 1 сентября.
Умение общаться друг с другом
Одно дело познакомиться с другими детьми, и совсем другое — уметь с ними сотрудничать и договариваться. Для семилеток это непросто: одни дети стремятся соперничать, а не сотрудничать, другие не знают, как вообще взаимодействовать друг с другом. Между тем, будущим школьникам важно уметь устанавливать «деловые контакты». Тот, кто не научился этому, будет испытывать трудности не только в отношениях с одноклассниками.
Обычно такие дети интеллектуально развиты лучше и стремятся доминировать среди сверстников, исходя из ошибочного утверждения: «я лучше тебя, потому что знаю то, что ты не знаешь». Однако «вундеркинд», не овладевший простейшими навыками общения и сотрудничества, будет испытывать серьезные затруднения. Привыкший потрясать окружающих глубиной своих знаний, он перебивает учителя, вставляет замечания, а дети не берут его в свои игры. В результате он теряет интерес к учебе и начинает отставать.
Даже если ваш ребенок знает гораздо больше, чем его сверстники, не считайте его способности чем-то выдающимся. Довольно часто в этом заслуга самих родителей – сторонников раннего интеллектуального развития.
Оценить уровень подготовки ребенка можно, наблюдая за его играми.
Посмотрите:
легко ли ребенок вливается в игру с другими ребятами?
считается ли он с другими участниками игры?
умеет ли играть по правилам (соблюдает очередность ходов, спокойно ждет своей очереди и т.д.)?
Если будущий первоклассник не умеет делиться, хочет быть во всем «главным», не умеет проигрывать (жалуется, злится, истерит), не признает правил – все это указывает на серьезные проблемы с умением общаться.
Как научить ребенка общению с другими детьми
Вы можете тренировать это умение, выбирая игры с четкими правилами. Когда нет подходящей детской компании, играйте с ребенком сами. Однако не поддавайтесь, как это любят делать родители – ребенок должен научиться достойно переживать поражения. Лучший вариант, когда из 10 игр ребенок выигрывает 6-7 раз. Тогда и его самооценка не пострадает, и он сможет почувствовать себя «по другую сторону победы».
Считается, что застенчивость ребенка оправдывает его неумение общаться. Чаще всего тихий, стеснительный ребенок вызывает умиление. Однако в жизни ему придется трудно, если вовремя не помочь малышу справиться с этой чертой характера.
Самостоятельность первоклассника
Прежде всего, ребенок должен уметь сам позаботиться о своем внешнем виде: заправить рубашку, завязать шнурки, аккуратно вымыть руки и так далее. Элементарным бытовым навыкам учат родители, а не школа.
Далеко не всякий учитель будет следить за тем, чтобы физкультурная форма ребенка лежала в нужном месте, а ботинки висели в мешке для сменной обуви, а не валялись по углам. Маленьким растеряхам в школе придется не сладко – одноклассники над ними смеются, а у педагогов они вызывают раздражение.
Как приучить ребенка к самостоятельности
Это не так уж сложно, если не брать в расчет привычку вашего чада в бытовых вопросах полагаться на взрослых. Возможно, вы встретите резкое сопротивление с его стороны. Проявите настойчивость и объясните будущему первоклашке, почему эти навыки для него так важны.
Домашние поручения полезны и прекрасно приучают малыша к самостоятельным действиям. Для начала давайте несложные, но ежедневные задания. Постепенно ребенок привыкнет к регулярному выполнению определенной работы, а это – психологическая основа для нормальной учебы.
Если малыш не может сразу запомнить последовательность нужных действий, не расстраивайтесь. Это случается довольно часто — ведь никогда прежде он не выполнял таких поручений. Вы можете помочь ему, нарисовав план в картинках или даже в комиксах. Если рисование – не самая сильная ваша сторона, сделайте схему — главное, чтобы ребенок ее понимал. Например, сначала ему нужно встать, потом умыться, одеться, застелить постель, позавтракать, поставить посуду в мойку, покормить рыбок и т.д. Подобный план можно будет составлять позже и для выполнения уроков.
После того, как ребенок научился действовать по наглядному плану, переходите к действиям по словесной инструкции.
Например, попросите маленького помощника накрыть на стол. Пусть ваша инструкция будет предельно четкой и последовательной. Можно даже поиграть в «робота», который понимает лишь ясные команды:
Встань.
Пройди пять шагов вперед и открой дверцу шкафа.
Возьми четыре тарелки и закрой дверцу.
Отнеси тарелки к столу и расставь их.
Повернись налево и пройди 3 шага вперед.
Возьми 4 вилки, 4 ножа.
Повернись вокруг и отнеси их к столу.
Возле каждой тарелки положи вилки слева, ножи справа. И так далее.
Используйте любую возможность, чтобы малыш потренировался в новом умении.
Лучше развивать, а не учить
Опытные педагоги говорят, что перед школой гораздо важнее не учить ребенка читать, а развивать его речь, не учить писать, а развивать его мелкую моторику, координацию движений (этому способствует лепка, рисование, вышивание, конструирование из мелких деталей).
Развитием речи можно заниматься в любом месте и в любое время. Например, вы можете «превратиться» в древнего человека и попросить ребенка объяснить, что такое телефон или автомобиль. А что означает «белая ворона»? Или как это можно: «повесить нос»? Обсуждайте с ребенком простые, казалось бы, вещи: как называются предметы мебели и одежды, какие продукты лежат в холодильнике и из чего их делают, какие виды транспорта бывают и на каком топливе они передвигаются.
Беседуя о погоде, о том, что вы увидели в парке или лесу, вы развиваете наблюдательность и внимание ребенка. Можно вместе описывать изображение картинок и даже придумать историю с ее героями.
Еще один важный момент: в школе требуется отвечать не односложно, а «полным ответом», поэтому заранее научите этому ребенка.
Подготовка к школьному процессу
Если у ребенка нет старших братьев или сестер, ему будет сложно понять структуру школьной жизни: что такое расписание, почему уроки сменяются переменами и почему последние короче? В этом нет ничего удивительного, ведь прежде ему позволялось достаточно свободно вести себя на занятиях, да и проходили они не каждый день. Отныне его статус кардинально изменится. Что ждет его в этой новой жизни? Предстоящие перемены обычно пугают своей неизвестностью.
Играть!
Психологическая подготовка к школе прекрасно проходит в игре. Вместе с малышом проиграйте различные ситуации, с которыми он может столкнуться на уроках или переменках. Это интересно и познавательно. «Учениками» в домашней школе могут стать игрушки, причем, каждый со своим характером. Один «ученик» может быть наивным, другой — боязливым, третий — грубым, четвертый — задиристым. Роли учителя и ученика могут исполнять по очереди и мама, и ребенок. Приготовьте колокольчик, который будет возвещать о начале и конце урока и перемены. В игре покажите ребенку, как нужно вести себя на уроках. Проиграйте сценки, чтобы понять: что будет, если один ученик начнет кричать, другой – прыгать, а третий – бегать. В общем, постарайтесь максимально подробно показать ребенку, что его ждет в новой школьной жизни. Ваши совместные игровые занятия лучше всего подготовят ребенка к школе.
Конечно, 1 сентября, когда «первый раз в первый класс» всегда вызывает слезы умиления у мамы и волнение первоклассника. Но если ребенок готов к таким переменам в своей жизни, он воспримет их достаточно легко. Для этого ему необходимо чувствовать вашу поддержку.