ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СОЛЬ»

                                        Выполнили:  Головаха А.А.

                                                                                                          Мельникова И.С.

Время проведения: с 11.07.2016 по 22.07.2016 г.

Тип проекта: исследовательский, экспериментально – познавательный.

Возраст детей: подготовительная группа 6-7 лет

Продолжительность проекта: двухнедельный

Цель:

Хотелось бы больше  узнать о соли:

  • Что такое соль?
  • Откуда она берётся?
  • Как её добывают?
  • Или готовят?

Задачи:

  • Можно ли обойтись без нее?  Для чего она нужна?
  • Исследовать свойства соли опытным путём;
  • Провести опыты по выращиванию кристаллов соли;
  • Выяснить, откуда берётся соль?

Актуальность:

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Схема интеграции проекта с образовательными областями

№ этапа Задачи Формы, методы, приемы Деятельность воспитателя Деятельность детей
I Погружение в проект Беседы :

«Что такое соль?»     «Интересные факты из истории про соль»

«Полезные советы»

просмотр слайдов « Добыча соли»

Разучивание поговорок, пословиц,  образных выражений про соль

Совместно с родителями и детьми подбирает литературу

Содействует

созданию проблемной ситуации. Формулирует проблемные вопросы

Формирует задачи

Вхождение в проблему

Принятие задач

Учатся самостоятельно задавать вопросы

Выдвижение гипотезы

Формулировка темы

Планирование своей работы

II Организация деятельности  и планирование Организация предметно-развивающей среды:

Создание лаборатории  для экспериментально-исследовательской деятельности

Организует деятельность

Предлагает спланировать деятельность по решению задач

Создание сообществ  детей, работа в подгруппах

Распределение амплуа

III Реализация

проекта

Активная  экспериментально — изобретательная деятельность детей:

Сбор материла совместно с родителями творческой группы

Опытно-экспериментальная деятельность в лаборатории

Ненавязчиво контролирует работу детей в лаборатории

Практическая помощь при необходимости в творческой мастерской

Формирование специфических ЗУН
IV Презентация творческого проекта

«Разве соль не волшебница?!»

Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с солью»

Выставка кристаллов

«Цветы из соли» (аппликация)

«Радуга — дуга из разноцветной соли»

Картина «Ромашковая поляна» (из соленого теста)

Принимает отчеты

Обобщает и резюмирует полученные результаты

Подводит итоги обучения

Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели, задач

умение  работать в группе на общий результат

найденный способ решения проблем

В процессе реализации проекта было проведено вводное занятие «Волшебная соль», были просмотрены презентации о месторождении соли. Проведение опыта со льдом и солью. Для этого нам понадобилось две ёмкости со льдом

На одну посыпали соль и поставили на мороз

На следующее утро ребята зафиксировали, что лед, на который посыпали соль, растаял на морозе.

Вывод: соль растворяет лед.

Опыты 1.«Влияние соли на рост растений»

Наблюдали, как влияет соль на рост растений. Ребята самостоятельно приготовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Посадили лук. На протяжении всего опыта ухаживали за растениями, фиксировали результаты опыта, вносили изменения в таблицу.

1

Оказалось, что в почве насыщенной солью растение не растет, а в почве которая содержит в меру все вещества  растение (лук) растет хорошо.

Вывод: в почве, содержащей соль, растение не растет.

Опыт 2. «Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в банку тёплой воды,  засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку — маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл.     Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли.  На горлышки банки образовался соленый ободок.

1

Вывод: вода испаряется, а соль кристаллизируется

Опыт 3. «Незамерзающая соль»

Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки  поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

1

Вывод: Соленая вода не замерзает

Опыт 4.«Эффект Мертвого моря»

Для эксперимента взяли  два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки.

1

Вывод : Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Объяснение : Все дело  в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

В ходе нашего проекта мы также работали с солью в качестве материала для создания творческих работ, например: лепка из соленого теста, рисование солью.

1

В завершении проекта  презентуются работы детей

1 2

 

Комментарии закрыты.