«Проект – зоркие глазки»
Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие. Всем известно, что зрение активно формируется до 7 лет и его состояние зависит от многих факторов – наследственности, соблюдения зрительного режима, от физической активности ребенка, питания, богатого витаминами.
Задача детского сада, профилактику нарушений зрения начинать уже в 2-3 года.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что после прихода из детского сада и в выходные дни 65% детей смотрят телепередачи, 25% занимаются изобразительной деятельностью и лишь 10% гуляют на улице, т.е. активно двигаются.
Таким образом, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в частности зрения, мной был разработан проект «Зоркие глазки».
Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей младшего дошкольного возраста. (кадр 3)
Срок реализации: сентябрь — апрель текущего года. (кадр 5)
Задачи: ( кадр 4)
— заинтересовать родителей, показать важность даной проблемы, дать теоретические знания;
— обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей;
— научить детей бережному отношению к своим глазам
— создать в группе релаксационный уголок для снятия зрительного напряжения
— подобрать консультативный и разработать дидактический материалы
Согласно цели и задачам разработан план реализации проекта, который реализуется по двум направлениям родители и дети.
Родители | Дети |
— опрос
— консультации — семинар-практикум — памятки |
— беседы
— гимнастика для глаз — отдых для глаз в уголке релаксации — тематические прогулки — игры с метанием в цель — коррекционные игры |
Реализуя проект я строю свою работу с детьми так, чтобы соблюдался зрительный режим, т.к. глазные мышцы ребенка укрепляются только к 6-7годам, и поэтому все должно быть дозировано. Идеально было бы, как можно дольше ограждать детей от таких чудес цифилизации, как телевизор, компьютер, игровые приставки. Бесконтрольное времяпрепровождение малыша у этих бытовых приборов могут привести не только к психическим отклонениям, но и близорукости. Опрос родителей показал, что уже с раннего возраста большинство детей привыкли смотреть телевизор, некоторые умеют играть в простейшие игры на компьютере. Телевизор есть и в нашей группе. Мы его используем для просмотра познавательных и поучительных программ. Наша задача и задача родителей научиться самим и научить своих детей через каждыне 10-15 минут игры на компьютере, через полчаса просмотра телевизора делать перерыв и выполнять зарядку для глаз, которая может превратиться в увлекательную игру ( предложить зрителям сделать гимнастику для глаз).
Какую простейшую гимнастику для глаз можно порекомендовать для детей, чтобы сберечь зрение?
Вот несколько несложных упражнений, эффективность которых уже доказана временем.
Движения глаз:
— вправо – влево;
— вверх – вниз;
— по кругу – слева – направо;
— по диагонали – снизу – вверх;
— по диагонали – сверху – вниз.
— далеко – близко (удалять и приближать предмет).
Также, хочу предложить вашему вниманию несколько зрительных гимнастик в стихах, которые помогут эмоционально обогатить процесс проведения упражнений, а детям быстрее запомнить последовательность действий:
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом).
- Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу — свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрывают глаза.)
- Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
(Выполняют движения глазами снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(Выполняются движения глазами слева направо.)
Есть на елке даже шишки,
(Глаза вверх.)
А внизу — берлога мишки.
(Глаза вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(Прикрывают глаза.)
- Перед нами петушок –
(Дети смотрят перед собой.)
Он с земли зерно клюет.
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
(Смотрят влево, вправо, вверх.)
Посмотри – ка на ребят,
(Дети смотрят друг на друга.)
Теперь на небо – там птички летят.
(Переводят взгляд на верх.)
Внизу, по травке, жук ползет.
(Вниз.)
А слева – деревце растет.
(Налево.)
Направо – алые цветы,
(Направо.)
Закрыв глаза, понюхай ты.
(Закрывают глаза, делают глубокий вдох.)
Над ними бабочка кружит,
С ней рядом шмель
Большой жужжит.
- Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)
- Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз!
(Дети смотрят на кончик носа. Смотрят вниз.)
Практические занятия с детьми также включают:
— отдых для глаз в уголке релаксации, когда дети могут просто посидеть с закрытыми глазками, перевести взгляд с одного предмета на другой, понаблюдать за собой в зеркало при выполнении движений глазами.
— тематические прогулки на участке (метание в цель, игра «Далеко — близко», рисование на мокром песке, снегу, выкладывание узоров из природного материала, слежение за полетом птиц, насекомых),
— промывание глаз в случае попадания инородного тела.
Для разнообразия практической работы по снятию напряжения с глаз детей я подбираю дидактические материалы и изготавливаю пособия. Например, такие как «Путешествие жучка», «Следи за зеленым окошком», «Проворный шарик» очень нравятся детям и в ненавязчивой форме помогают решать задачи снятия глазного напряжения.
Помимо практических занятий я с детьми провожу беседы по темам: «Что умеют наши глазки, для чего они нужны», «Когда у нас глаза бывают большие и круглые, а когда узкие» с использованием психогимнастики «Полезно или вредно плакать» и др.
Работа с родителями включает:
— опрос с целью выявить их знания о факторах ухудшающих зрение и о мерах по профилактике нарушений зрения.
— проведение консультаций в родительском уголке.
— семинар – практикум «Гимнастика для глаз» (поделитесь опытом)
— выпуск памятки-буклета для родителей «Зоркие глазки», «Питание — средство сохранения зрения»