Познавательно-исследовательский проект «Осенняя ярмарка»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект: «Осенняя ярмарка»
Продолжительность проекта: (краткосрочный)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки проведения: 7.10.2016 по 14.10.2016 год.
Участники: дети 5-7 лет, педагоги, родители.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий, изучить природное явление – листопад.
Задачи:
- Выявить причины природно-климатического явления– листопад;
- выяснить, почему не все деревья одновременно теряют листву;
- установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям;
- развивать навыки анализа, наблюдения, сравнения;
- активизировать словарь по данной тематике;
- привить навыки восприятия красоты осенней природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность проекта: в условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Продукты проекта
Для детей:
- гербарий из листьев;
- рисунки детей «Дары осени»;
- коллаж из осенних листьев;
- поделки из природного материала.
Для педагогов:
- альбом стихов, загадок об изменениях в природе, об овощах и фруктах;
- подбор иллюстраций к теме «Осень»;
- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени».
Для родителей:
- участие с детьми в выставке поделок.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- дети получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;
- дети овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся планировать свои действия в социуме;
- дети получают новые знания об изменениях в природе осенью, об овощах и фруктах.
Для педагогов:
- расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада.
Для родителей:
- расширят свои возможности влиять на процессы воспитания детей;
- нормализуют психолого-педагогическую атмосферу;
- наладят взаимоотношения с детьми;
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Подготовительный
(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта) |
Педагоги обсуждают разные приемы и ситуации в решении познавательной деятельности детей.
Продукты проекта -загадки об изменениях в природе, о дарах осени; -подборка иллюстраций к теме «Осень»; |
С детьми ведется беседа о изменениях в природе осенью. В ходе беседы обсуждаются вопросы:
Почему листья желтеют? Что такое листопад? Продукты проекта —альбом рисунков «Золотая осень»; -выставка поделок и рисунках «Осенняя ярмарка». |
Пригласить к участию проекта родителей.
Продукты проекта -участие с детьми в выставке поделок и рисунках. |
Деятельностный
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) |
-проведение непосредственно образовательной деятельности «Изменение в природе осенью»
-беседа о пользе овощей и фруктов; -чтение и обсуждение рассказов, стихов об осени; -подбор загадок об изменениях в природе; -создание картотеки о дарах природы. |
Просмотр и отбор рисунков, для оформление выставки. | Изготовление поделок из природного материала. Экскурсия по территории детского сада. |
Завершающий
(презентация продуктов проекта). |
-выпуск загадок об изменениях в природе, об овощах и фруктах – дары природы. | Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка». | Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка». |
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»
КОММУНИКАЦИЯ
Беседы:
- о деревьях, их классификации;
- о листопаде;
- Об овощах и фруктах.
Свободное общение:
- почему деревья так важны для человека и для живых существ на планете?
- какие виды деревьев ты знаешь?
- почему не нужно срезать и ломать ветки?
- как помочь раненому деревцу;
- какую пользу приносят овощи и фрукты организму человека.
Эколого-психологический тренинг:
- «Осень».
ПОЗНАНИЕ
Рассказ педагога:
- об осени;
- об изменениях, происходящих в природе;
- об овощах и фруктах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций.
Исследовательская деятельность:
- рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка);
- наблюдение за листопадом;
- обследование и рассматривание листьев.
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:
- Д/и «Загадай, мы отгадаем»
- Д/и «С какой ветки детки?»
- Д/и «Найди дерево по семенам»
- Д/и «Найди лист такой, как покажу»
- Д/и «Береза»
- Д/и «Листья»
- Д/и «Что здесь лишнее»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:
- М.Волошин, «Осенью»;
- И.Бунин, «Листопад»;
- К.Ушинский, «Спор деревьев»;
- Н.Сладков, «Осень на пороге».
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Экскурсии:
- по участку детского сада.
Наблюдение:
- за работой дворника.
Сюжетно-ролевая игра:
- «Защитники природы»;
- «Магазин семян».
ТРУД
- знакомства с профессиями – дворник;
- сбор листьев для гербария.
Ручной труд:
- изготовление поделок из листьев;
- составление совместного с воспитателем коллажа из осенних листьев.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Беседа с детьми:
- «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
- «Ядовитые плоды деревьев»;
- «Деревья, которые лечат».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
- рисование — «В осеннем парке»;
- лепка – «Гроздь рябины»;
- аппликация – «Лес, словно терем расписной»;
- изготовление коллажа, составление гербария;
- рисование фруктов и овощей.
МУЗЫКА
- «Осень» слова М.Пожаровой, музыка А.Александрова;
- «Тетушка осень» музыка и слова Н. Орловой;
- «Хорошо в лесочке» музыка и слова Е. Шаломановой.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- «Поймай листок»;
- «Листопад».
ЗДОРОВЬЕ
- свободное общение «Могут ли деревья лечить?»
- «О пользе деревьев, фруктах и овощей».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ
Методическая литература:
- Иванова А. И. Живая экология 2006г.
- Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
- В.Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.
- Метлина Л. С. Математика в детском саду 1984г.
- Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.
- Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.
- Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 2004г.
Художественная литература:
- М.Волошин, «Осенью»;
- И.Бунин, «Листопад»;
- К.Ушинский, «Спор деревьев»;
- Н.Сладков, «Осень на пороге».