Портфолио – визитная карточка группы
Автор:
Гавриш Екатерина Николаевна,
старший воспитатель
Успех не приходит к тебе…
Ты идёшь к успеху.
М. Коллинз
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ). Что же такое портфолио?
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио»
Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период.
Основной смысл портфолио, — «показать все, на что ты способен».
Чаще всего речь идёт о портфолио дошкольника, — реже о портфолио группы.
Не всегда есть возможность и время для создания портфолио дошкольника. В таких случаях поможет портфолио группы, где представлены все достижения данной группы детей.
Методические рекомендации по составлению портфолио группы
Цели и задачи
- Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
- Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
— создать для группы ситуацию переживания успеха;
— поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
— укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением.
Порядок формирования портфолио
- Портфолио группы является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно — образовательной среды группы.
- Период составления портфолио – в течение всего учебного года.
- Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы.
- Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы.
Структура портфолио группы
Портфолио группы детского сада состоит:
«Добро пожаловать!»
(содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы);
«Давайте познакомимся!»
(представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа);
«Наши девочки»
(содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
«Наши мальчики»
(содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
«Наши успехи и достижения»;
«Наши мечты».
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
«Что означают наши имена»,
«Наши праздники»,
«Кем я буду, когда вырасту»,
«Наши говорилки”
(смешные высказывания детей),
«Мы артисты», и другие.
Деятельность педагога по созданию портфолио
- Воспитатель формирует портфолио группы согласно перечню документов.
- Пополнение и изменение портфолио группы возможно только для воспитателя группы, для просмотра — свободный доступ;
- Портфолио группы пополняется материалами постепенно, систематически, по мере участия воспитанников группы в образовательном воспитательном процессе, своевременно отмечаются все достигнутые результаты
К оформлению группового портфолио можно привлекать родителей. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду.
Литература
Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева. Портфолио в ДОУ.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М., 2010. — №12.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000843, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103704