«Роль семьи в воспитании дошкольников»
Счастливая семья, это в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка дошкольника это первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям это залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
Дошкольник необычайно восприимчив всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо, сознание часто подчиняется эмоциям.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.
Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.
Прирожденные особенности ребенка (например, музыкальные, художественные способности), а так же индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указания взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому.
Имеет значение и состояние здоровья ребенка.
В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.
Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок- дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия. Игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей-дошкольников в семье. Каков режим выходного дня, его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах, Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение волнующих воображение книг противопоказаны).
Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др.), игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми.
Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.
Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становиться для них необходимой потребностью.
Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) — ее уклада, стиля отношений и духовной культуры имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.
Выделяются три условия нравственного воспитания в семье:
- Знание своего ребеночка,
- Включение его в систему семейных отношений и деятельности,
- Самосовершенствование родителей.