Театрализованные игры — средство воспитания детей старшего дошкольного возраста
« Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
И нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей…»
(Б.М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.
Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении.
Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и побуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует воображение, мышление, а главное – помогает эстетическому воспитанию.
Театрализованные игры имеют:
— содержание;
-творческий замысел;
— роль;
— сюжет;
— ролевые и организационные действия, отношения.
Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.
« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности… вызывает нравственно — эстетическое переживание, которое в свою очередь создает соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус» — В.А Сухомлинский.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
— дети знакомятся с чувствами, с настроениями героев;
— осваивают способы их внешнего выражения;
— осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я ставлю перед собой цель –сделать жизнь своих детей интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
В играх –драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве « артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Работая с детьми с младшей группы по теме « Театрализованная деятельность», я поняла, что она помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Для этого в группе оформила театральный центр для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, маски, театральные атрибуты). В группе имеются разнообразные виды театров: теневой, настольный театр мягкой игрушки, вязаный театр « Репка», пальчиковый театр «Курочка Ряба», театр на фланелеграфе.
Работа с куклой, позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений, учу детей играть, брать на себя роль и действовать с игрушками.
Театрализованные игры у детей пользуются большой любовью, потому что дети учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которые существуют в реальной жизни.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя.
Подготовку к спектаклю начинаю с выбора литературного произведения, часто привлекаю родителей, которые помогают в постановке спектакля. Стараюсь выбирать сказки, в них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло, для детей – это игра, а для родителей праздник.
Вместе с детьми показываем спектакли для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь ошибиться, а это имеет существенное значение для развития смелости, возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Работая над этой темой, у детей создан большой репертуар спектаклей:
— « Курочка ряба»;
— «Репка»;
— «Теремок»
— «Три поросенка»;
— «Кошкин дом»;
— «Заюшкина избушка»
-«Волк и семеро козлят»;
— «Школа зверей».
При организации образовательной деятельности с помощью куклы, создаю игровую мотивацию: Буратино рассказывает детям о буквах, цифрах; Пчелка Майя о жизни насекомых, Кукла помогает установить контакт с ребенком, самое главное желание – играть и немного фантазии, и тогда, все что окружает нас: мебель, камешки, листики может превратиться в какие угодно сказочные элементы.
Игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Таким образом, можно отметить, что между театрализованной деятельностью и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных игр. Игра – драматизация действительно оказывает положительное воздействие и является эффективным средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, стараюсь обеспечить в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
- Бодраченко И. Театр детских рук // Обруч. – 2006. – № 3. – С. 18 – 20.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
- Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
- Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 208 с.
- Кирилова Р., Калиновская М., Брызгалова А. Новому времени – новые куклы // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 25 – 27.
- Миронова Р. Театр начинается с участка // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 28 – 31.
- Мусетова И. Шапочки-маски для детских праздников // Обруч. – 2004. – № 1. – С. 16.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
- Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
- Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/10/teatralizovannye-igry-kak-sredstvo-vospitaniya-v-mladshem-doshkolnom
http://www.moi-detsad.ru/metod52-8.html http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/teatralizovannye-igry-v-detskom-sadu.html http://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-lichnosti-rebenka-doshkolnika