Здоровьесбережение воспитанников посредством применения физкультурно-оздоровительных технологий

Гавриш Екатерина Николаевна, старший воспитатель

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании– технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования–задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада посредством воспитания валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к  своему здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же валеологической компетентности которая позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья родителей и педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1.медико-профилактические — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

К ним можно отнести:

  • технологии профилактики заболеваний;
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих 3-4 группу здоровья);
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
  1. физкультурно-оздоровительные–направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  2. технологии обеспечения социально-психологическогоблагополучия ребенка –под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

— сказкотерапия;

— арт-терапия;

— песочная терапия;

— музыкотерапия;

— танцевально-двигательная терапия.

  4.технологии   здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

— технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. К ним можно отнести:

— игротренинги;

— консультации для педагогов (индивидуальные и групповые);

-практикум;

-обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в различных возрастных группах.

 5.технологии валеологического просвещения родителей– это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности:

— информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;

— приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ;

— консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения и профилактические буклеты.

Более подробно мы хотели бы остановиться на физкультурно-оздоровительных технологиях. Эти технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств и двигательной активности, становление физической культуры дошкольников. Рассмотрим данные технологии более подробно, потому что активно используем их в своей практике.

К ним можно отнести:

 -закаливание (закаливание – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на постепенное повышение сопротивляемости организма к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды. Самый мощный закаливающий эффект дает прогулка, пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости, особенно к простудным заболеваниям; прогулки проводятся ежедневно (не менее 3 часов в день, а при благоприятных погодных условиях прием детей осуществляется на улице). А в течение дня у детей есть возможность ходить босиком, в том числе и по массажным дорожкам. Помимо перечисленных мероприятий  дети посещают бассейн для занятий оздоровительным плаванием).

Что касается зрительной гимнастики она используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей во время занятий. В каждой группе на стене отведено место для зрительной гимнастики, кроме того в течение дня проводятся комплексы зрительных упражнений по словесной инструкции или по показу воспитателя.

Утренняя гимнастика проводится каждое утро; в группах есть картотеки или папки с комплексами утренней гимнастики, мы стараемся подбирать комплексы упражнений в соответствии с лексической темой и по настроению детей с использованием различных атрибутов.

В течение дня проводятся физкультминутки (это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности; улучшают кровообращение, снимают утомление мышц и нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции).

После сна обязательной традицией является гимнастика пробуждения. Пробуждение – это один из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Очень часто в д/с проводят спортивные праздники, развлечения, недели здоровья, соревнования. Эти мероприятия, стараются проводить совместно с родителями, через них происходит популяризация активной двигательной деятельности и здорового образа жизни. Родители всегда с удовольствием принимают в них участие.

Итог — В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Список литературы:

  1. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка  Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.

 

Комментарии закрыты.