СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование театрализации в образовательной деятельности ДОУ»

Форма проведения: театральный ринг

Разработала: старший воспитатель

МБДОУ д/с №13Гавриш Е.Н.

первая квалификационная категория

 

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы: презентация «Виды театров», материал для мастер-класса по изготовлению тетра своими руками, бумага, маркеры, маски, шляпки, название ролей для театра — экспромта.

Ход проведения:

I ЧАСТЬ (теоретическая)

Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра.

—  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. У каждого из вас есть элементы костюмов. По такому признаку и определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг». Прошу команды занять свои места!

(педагоги разделились на команды по элементам костюмов: шляпки, маски).

— Для тог, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Представление команд.

I раунд «Разминка»

— Театрализованная деятельность в детском саду организационно может использоваться во всех режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

— Вы все знаете, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является…игра. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Вопрос к командам:

Что такое театрализованная игра?

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

II раунд «Размышлялки»

—  Использование театрализации  в образовательной деятельности детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.

Вопрос к командам:

Какие задачи может решать театрализация в образовательной деятельности?

(Задачи на слайде):

  1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  3. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  4. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера;
  6. Происходит коррекция поведения;
  7. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  8. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  9. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

— Как влияет театрализация на развитие речи детей, подробнее вам расскажет воспитатель Мельникова Ирина Сергеевна

III раунд «Объяснялки»

— Я предлагаю вам ознакомиться с видами театров, представленных в презентации (слайды)

— Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Вопросы к командам:

1.Как вы понимаете определение «режиссерская игра», и какие виды театров вы бы отнесли к этой группе?

2.Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация», и какие виды театров вы бы отнесли к этой группе?

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры — драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Потаенко М.А. расскажет вам какие музыкальные игры – драматизации можно использовать в разных возрастных группах.

I I ЧАСТЬ (практическая)

— Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками. И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем сами создать один из видов театров.

— Слово предоставляется Мельниковой И.С. мастер — класс

— И закончить нашу игру хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

 

Комментарии закрыты.