РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….
По рукам судили о здоровье, о положении человека /белоручка или трудяга/, его силе ,энергичности, профессии /музыкальные руки, рабочие руки/, о характере, темпераменте, /вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки/.
Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т.д.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка ,отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока-белобока» и т.д.
Одним из показателей и условий хорошего физического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть – мелкой пальцевой моторики руки.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно — коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые И.П.Павлов и др. которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей ,была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
В 20 веке многие исследователи как А.Р.Лурия , А.Валлон, Л.А.Венгер, Ж.Плаже и др. доказали, что сенсомоторное /двигательное и сенсорное/ развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Первый этап мышления : наглядно – действенный.С полным основанием такое мышление можно назвать « ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями через предметы.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребёнок, тем скорее он перейдет во второму этапу : наглядно – образному, когда будет действовать уже не самими предметами, а их образами / Печенье круглое, как колесо/,/Дай такую букву, как баранка/
Третий этап: логическое мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться на руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Мой педагогический стаж в ДОУ 25 лет. За это время я накопила большой опыт работы с детьми от младшего до старшего возраста дошкольников. Последние пять лет я работаю с детьми от 2х до 4х лет. Изучая методическую литературу, « Программу воспитания и обучения детей в детском саду»М.А.Васильевой ,я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию речи младших дошкольников. Ведь речь – главный и основной показатель развития детей. Изучая публикации кандидатов наук, психологов, выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и ребенок находится в пределах нормы развития. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности.
Чтобы добиться хороших результатов, мною были определены уровни развития детей:
- 1. УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Высокий………………………… 5человек
Средний………………………… 15человек
- 2. УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Высокий………………………… 6 человек
Средний………………………… 14 человек
3.СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Высокий………………………… 7человек
Средний………………………… 13 человек
4.НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ ДЕТИ — 4 человека
5.ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ — 3 человека
6.АКТИВНЫЕ ДЕТИ — 13 человек
Это связано с тем, что у детей не очень активная речь, они
не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх. Дети нуждаются в помощи в преодолении стеснительности, в пополнении словарным запасом, в речевом общении, в обогащении знаниями через учебную деятельность, чтении художественной литературы.
Исходя из проведенной диагностики я наметила
следующие задачи:
- 1. Систематизировать работу по развитию у детей мелкой моторики рук через различные виды деятельности
- 2. Развивать умения производить действия пальцев в соответствии с текстом.
- 3. Повысить интерес детей к занимательным пальчиковым
играм / на занятии, в повседневной жизни, на физкультминутках, на прогулках и т.д./
- 4. Развивать умственные способности детей, повышать
функциональную активность головного мозга посредством кинестетических импульсов от пальцев рук.
В своей практике я использую пальчиковые игры, фольклорные песенки, потешки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность « прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Для системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры, на:
— игры с пальчиками
— игры с мелкими предметами
— игры с речевым сопровождением
Фольклорные песенки, потешки, благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.
Самой первой пальчиковой игрой у детей была игра
« Знакомство с пальчиками»,где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов :
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог!
Вместе пальчики – друзья!
Друг без друга им нельзя!
Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя. Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев, я использую следующие пальчиковые игры: «Это пальчик хочет спать», « Дружат наши дети», « Пальчики в лесу», «Капуста»,
« Улитка – улитка», « Солнышко – ведрышко», « Мой мизинчик», « Водичка – водичка», « Дождик» и др.
Все эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей. Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращаю в игру.
Многие дети моей группы еще учатся соотносить слова с действиями, поочередному сгибанию пальчиков, что доставляет им большое удовольствие. Малыши подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи. Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет « рассказывать руками» целые истории.
Пальчиковые игры развивают способность сосредоточиться на своих пальчиках, активизируют слуховую , речевую и зрительную память, укрепляют опорно – двигательный аппарат.
Работая по данной проблеме, я наметила добиться следующего результата:
— помочь детям приобрести через пальчиковые игры и упражнения хорошей подвижности , гибкости и силы пальчиков рук, что в дальнейшем облегчит овладению навыкам письма.
Намеченные в работе пальчиковые игры и упражнения я разделила на три группы:
1группа – упражнения для кистей рук, развивающие подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время и переключаться с одного движения на другое.
2 группа – упражнения для пальцев условно статистические, в результате которых совершенствуются полученные ранее навыки на более высоком уровне и требующие точных движений.
3 группа – упражнения для пальцев динамические, развивающие точную координацию движений сгибаний и разгибаний пальцев рук, обучающие противопоставлять большой палец остальным.
Создать условия для продуктивной речевой деятельности и воспитать полноценную личность ребенка, моя главная задача как педагога. Как развивать речевое общение? Это учить ребенка говорить. Говорить- значит владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, понимать речь окружающих, слушать их. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время в моей младшей группе 20 человек. Пока еще у большинства детей маленький словарный запас, есть дети понимающие речь взрослого, но сами малоговорящие это Дима Б, Ваня П, Лиза Г. У детей Богдана Б, Максима Р, Васи К плохо развита мелкая моторика рук, наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус. Этих детей отличает скованность, медлительность в выполнении упражнений. Для таких детей в своей работе я опираюсь на пальчиковые упражнения для всей кисти руки.
Использование игр и упражнений с водой, таких как:
- « Водичка – водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки горели
чтоб смеялся роток
и кусался зубок.»
ЦЕЛЬ: учить расслаблять кисти и пальцы рук, соотносить движения с текстом.
- «Жил – был Алешка,
были у Алешки грязные ладошки
Вымыл Алешка свои ладошки,
Стали ладошки чистые.»
- « Моем овощи и фрукты»
- « Большая стирка» и др.
Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
Проведение пальчиковых игр и упражнений во время утренней гимнастики, физкультминуток, режимных моментов, после сна по 2-3минуты, в день каждый ребенок занимается по 7-10минут. Упражнения подбираются с разнообразными движениями и словесностью.
Благоприятное воздействие на развитие всей кисти и пальцев оказывают игры с предметами: мозайка, застегивание пуговиц, кнопок, приклеивание липучек, нанизывание колец разной величины. Для поддерживания интереса у малышей, я использую такие игры как:
- « Ищем снеговичка» — катание карандаша между ладонями.
Игры на расслабление кисти рук.
- «Белка» – дети проводят пальчиками по кусочкам меха.
Игры с крупой, орехами, с бусинками.
Научился два ореха
Между пальцами держать
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Покатаю я в руках
Бусинки,горошки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики,ладошки.
Я крупу,перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Использование этих игр приводят к успешным
результатам:
Дети успешнее манипулируют мелкими предметами, уверенней держат в руках кисточку, карандаш.
Большое значение и внимание я придаю играм на развитие тактильного восприятия и использую их в работе с детьми.
1.Игра « Ощупай и расскажи»
ЦЕЛЬ: Развивать умение узнавать на ощупь жесткую и мягкую фактуру, развивать чувствительность кончиков пальцев, активизировать словарь за счет слов ( мягкие, жесткие, прямые , кудрявые)
2.Игра «Маша пьет чай»
ЦЕЛЬ: Развивать чувствительность пальцев, познакомить детей со способами обследования предметов разной формы
/ квадратной, круглой, треугольной/
3. Игра « Разложи по порядку»
ЦЕЛЬ: активизировать ощущения, развивать умения различать фактуру предметов на ощупь, активизировать словарь детей за счет слов (пушистый, гладкий, шершавый)
Дети на ощупь находят нужный предмет (вещь) и определяют качество.
Очень нравятся детям игры на самомассаж пальцев с карандашом:
1.«Еду ,еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке»
Играя в эти игры на занятиях и в повседневной жизни, можно сделать следующий вывод:
У детей стали хорошо активизироваться познавательные процессы, расширяется и обогащается словарь детей, лучше развивается чувствительность пальцев.
Пальчиковые игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, поэтому я включаю их систематически на занятия по изодеятельности / лепке, рисованию, аппликации/
Пользуясь на занятии по лепке пластилином, соленым тестом, глиной приносят большую пользу общему развитию детей.
Кусочки пластилина
Катают мои дети:
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Для формирования движений указательного и большого пальцев, я планирую и провожу занятия по следующим темам:
« Ромашка», « Украсим наш мячик», «Снеговик», «Ягодки в корзинке», «Колобок», « Морковка для зайчика», «Овощи и фрукты», «Угощения к чаю», «Сыр для мышонка».
Дети учатся катать округлые формы, раскатывать пластилин, соединять различные формы, скатывать и вдавливать пальцем.
Результат : у детей становятся пальчики более ловкими, движения координированными, активизируются мыслительные процессы детей — воображение, память, внимание.
В повседневной жизни дети любят игры:
« Силач» — игра учит детей как можно больше захватить рукой разбросанные на ковре палочки.
« Палочки я разбросаю
Снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю,
Скоро гирю подниму»
Игры – физкультминутки доставляют детям большую радость, удовольствие, развивают речь, образное мышление.
« Ёжик»
Пыхтя тащил домой грибок,
Проворный маленький зверек,
Ни головы, ни ножек, —
Конечно, это ежик.
« Грибок»
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
« Кроватка»
Поставил в спальню я кроватку
И спать на ней мы будем сладко.
В группе я оформила уголок на развитие мелкой моторики рук, где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца , бусы, заниматься шнуровкой.
В работе с родителями по этой проблеме, я провожу консультации на темы : «Пальчиковая гимнастика для развития речи», «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук», индивидуальные беседу на тему : « Роль семьи в развитии речи ребенка».
В результате проводимой работы наблюдаются
положительные результаты:
- Ø Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития.
- Ø Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать и разгибать пальчики.
- Ø Складывать пальцы и раскрывать ладони.
- Ø Держать ладони на поверхности стола. Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
- Ø Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.
Продолжая работать по этой проблеме, я запланировала
на следующий учебный год задачи :
- 1. Внедрять пальчиковые игры и упражнения во все виды детской деятельности.
- 2. Постоянно пополнять развивающую среду играми для развития мелкой моторики рук.
- 3. Способствовать развитию мыслительных процессов, умственного и речевого развития через пальчиковые игры и упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
- « Играем пальчиками и развиваем речь» В.Цвынтарный
- «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» А.Е.Белая, В.И. Мирясова
- «Дошкольное воспитание» журналы №5 2000г,№ 6 2002г, 2005г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду М.В.Васильевой.
- « Наши пальчики играют» М.Г.Борисенко, Т.А.Лукина