Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
МБДОУ д/с 13 » РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

Отношение к рукам  у  человечества всегда было особым, даже  отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….

По рукам судили о здоровье, о положении человека  /белоручка или трудяга/, его силе ,энергичности, профессии /музыкальные руки, рабочие руки/, о характере, темпераменте, /вялые, флегматичные или   быстрые, нервные руки/.

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т.д.

О том, что движения  пальцев тесно связаны  с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка  ,отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока-белобока» и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений или  как принято называть – мелкой пальцевой моторики руки.

У детей при  ряде речевых нарушений отмечается выраженная  в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются  воспитательно  — коррекционные мероприятия  в данном направлении.

Ученые И.П.Павлов и др. которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечали  большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей ,была выявлена следующая закономерность: если развитие  движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и  даже выше нормы.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей  совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

В 20 веке многие исследователи как А.Р.Лурия , А.Валлон, Л.А.Венгер, Ж.Плаже и др. доказали, что сенсомоторное  /двигательное и сенсорное/ развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

 

 

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  УМСТВЕННЫХ 

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

 

 

Первый этап мышления : наглядно – действенный.С полным основанием такое мышление можно назвать « ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями через предметы.

 

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребёнок, тем скорее он перейдет во второму этапу : наглядно – образному, когда будет действовать уже не самими предметами, а их образами / Печенье круглое,   как   колесо/,/Дай такую букву, как баранка/

 

Третий этап: логическое   мышление. Здесь  даже  практические  задачи будут решаться  на руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ     ЧАСТЬ.

               Мой педагогический стаж в ДОУ  25 лет. За это время я накопила большой опыт работы  с детьми  от младшего до  старшего возраста дошкольников. Последние пять лет я  работаю с детьми от 2х до 4х лет.  Изучая методическую литературу, « Программу воспитания  и обучения детей в детском саду»М.А.Васильевой ,я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию речи младших дошкольников. Ведь речь – главный и основной  показатель  развития детей. Изучая публикации кандидатов наук, психологов, выявлена закономерность: если развитие движения  пальцев соответствует возрасту, то и ребенок находится в пределах нормы развития. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности.

Чтобы добиться хороших результатов, мною были определены уровни развития детей:

 

  1. 1.      УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Высокий………………………… 5человек

Средний………………………… 15человек

 

  1. 2.      УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Высокий………………………… 6 человек

Средний………………………… 14 человек

 

3.СТЕПЕНЬ  УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Высокий………………………… 7человек

Средний………………………… 13 человек

 

4.НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ ДЕТИ —    4 человека

 

5.ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ               —  3 человека

 

6.АКТИВНЫЕ   ДЕТИ                    —   13 человек

 

Это связано  с тем, что  у детей не очень активная речь, они

не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх. Дети нуждаются в помощи в преодолении стеснительности, в пополнении  словарным запасом, в речевом общении, в обогащении знаниями через учебную деятельность, чтении  художественной литературы.

 

Исходя  из проведенной диагностики я наметила 

следующие задачи:

 

 

  1. 1.     Систематизировать работу по  развитию у детей мелкой моторики рук через различные виды деятельности

 

  1. 2.     Развивать умения производить  действия  пальцев в соответствии с текстом.

 

  1. 3.     Повысить интерес детей к  занимательным пальчиковым 

играм / на занятии, в повседневной жизни, на физкультминутках, на прогулках и т.д./

 

  1. 4.     Развивать умственные способности детей, повышать

функциональную активность головного мозга посредством кинестетических импульсов  от пальцев рук.

 

В своей  практике я использую пальчиковые игры, фольклорные песенки, потешки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность « прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему   собственного тела. Для  системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры, на:

—         игры с пальчиками

—         игры с мелкими предметами

—         игры с речевым сопровождением

 

Фольклорные песенки, потешки, благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.

Самой первой  пальчиковой игрой у детей была игра

« Знакомство с пальчиками»,где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов :

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья!

Друг без друга им нельзя!

Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя. Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев, я использую следующие пальчиковые игры: «Это пальчик  хочет спать», « Дружат наши дети», « Пальчики в лесу», «Капуста»,

« Улитка – улитка», « Солнышко – ведрышко», « Мой мизинчик», « Водичка – водичка», « Дождик» и др.

Все  эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей. Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращаю в игру.

Многие дети моей группы еще учатся соотносить слова с  действиями, поочередному сгибанию пальчиков, что доставляет им большое  удовольствие. Малыши подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи. Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет « рассказывать руками» целые истории.

Пальчиковые игры развивают способность сосредоточиться на  своих пальчиках, активизируют слуховую , речевую  и зрительную  память, укрепляют опорно – двигательный аппарат.

 

Работая по данной проблеме, я наметила добиться следующего результата:

 

—         помочь детям приобрести через пальчиковые игры и упражнения  хорошей подвижности , гибкости и силы пальчиков рук, что в дальнейшем облегчит овладению навыкам письма.

Намеченные в работе пальчиковые игры и упражнения я разделила на три группы:

1группа – упражнения для кистей рук, развивающие подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время и переключаться с одного движения на другое.

2 группа – упражнения для пальцев условно статистические, в результате которых совершенствуются полученные ранее навыки на более высоком уровне и требующие точных движений.

3 группа – упражнения для пальцев динамические, развивающие точную координацию движений сгибаний и разгибаний пальцев рук, обучающие противопоставлять большой палец остальным.

Создать условия для продуктивной речевой деятельности и воспитать полноценную личность ребенка, моя главная задача как  педагога. Как развивать речевое общение? Это учить ребенка говорить. Говорить- значит владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, понимать речь окружающих, слушать их. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время в моей   младшей группе 20 человек.   Пока еще у большинства детей маленький словарный запас, есть дети понимающие речь взрослого, но сами малоговорящие это Дима Б, Ваня П, Лиза Г. У  детей  Богдана Б,  Максима Р, Васи К плохо развита мелкая моторика рук, наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус. Этих детей отличает скованность, медлительность в выполнении упражнений.  Для таких детей в своей работе я опираюсь на пальчиковые упражнения для всей кисти руки.

Использование игр и упражнений с водой,  таких как:

 

  1. « Водичка – водичка,

умой мое личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели

чтоб смеялся роток

и кусался зубок.»

ЦЕЛЬ:  учить расслаблять кисти и пальцы рук, соотносить движения с текстом.

 

  1. «Жил – был Алешка,

были у Алешки грязные ладошки

Вымыл Алешка свои ладошки,

Стали ладошки чистые.»

  1. « Моем овощи и фрукты»
  2. « Большая стирка» и др.

 

Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Проведение пальчиковых игр и упражнений во время утренней гимнастики, физкультминуток, режимных моментов, после сна по 2-3минуты, в день каждый ребенок занимается по 7-10минут. Упражнения подбираются с разнообразными движениями и словесностью.

Благоприятное воздействие на развитие  всей кисти и пальцев оказывают игры с предметами: мозайка, застегивание пуговиц, кнопок, приклеивание липучек, нанизывание колец разной величины. Для поддерживания интереса у  малышей, я использую такие игры как:

  1. « Ищем снеговичка» — катание карандаша между ладонями.

 

Игры на расслабление кисти рук.

 

  1. «Белка» – дети проводят пальчиками по кусочкам меха.

 

Игры  с крупой,  орехами, с бусинками.

Научился два ореха

Между пальцами держать

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Покатаю я в руках

Бусинки,горошки

Станьте ловкими скорей,

Пальчики,ладошки.

 

Я крупу,перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

 

Использование этих игр приводят  к  успешным

результатам:

Дети  успешнее манипулируют  мелкими предметами,  уверенней   держат в руках кисточку, карандаш.

 

Большое значение и внимание я придаю  играм на развитие тактильного восприятия и использую их в работе с детьми.

 

1.Игра  « Ощупай и расскажи»

 

ЦЕЛЬ: Развивать  умение узнавать на ощупь жесткую и мягкую фактуру, развивать чувствительность кончиков пальцев, активизировать словарь  за счет  слов ( мягкие, жесткие, прямые , кудрявые)

 

2.Игра «Маша пьет чай»

 

     ЦЕЛЬ:   Развивать чувствительность пальцев, познакомить  детей   со способами обследования предметов  разной формы

/ квадратной, круглой, треугольной/

 

 

3. Игра « Разложи    по   порядку»

 

ЦЕЛЬ:  активизировать ощущения, развивать умения различать  фактуру предметов на ощупь, активизировать словарь детей за счет слов (пушистый, гладкий, шершавый)

 

Дети на ощупь   находят  нужный предмет (вещь) и определяют качество.

Очень нравятся детям игры на самомассаж пальцев с карандашом:

1.«Еду ,еду, к бабе, к деду,

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке»

Играя в эти игры на занятиях и в повседневной жизни, можно сделать следующий вывод:

           У детей стали хорошо активизироваться   познавательные процессы, расширяется  и обогащается словарь детей, лучше развивается чувствительность пальцев.

 

Пальчиковые игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, поэтому я включаю их систематически на занятия по изодеятельности / лепке, рисованию, аппликации/

Пользуясь на занятии по лепке пластилином, соленым тестом, глиной  приносят большую пользу  общему развитию детей.

 

Кусочки пластилина

Катают мои дети:

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

 

         Для  формирования  движений указательного и большого пальцев, я планирую и провожу занятия по следующим темам:

« Ромашка», « Украсим наш мячик», «Снеговик», «Ягодки в корзинке», «Колобок», « Морковка для зайчика», «Овощи и фрукты»,  «Угощения к чаю», «Сыр для мышонка».

Дети учатся катать округлые  формы, раскатывать пластилин, соединять различные  формы, скатывать и вдавливать пальцем.

Результат : у детей становятся пальчики более ловкими, движения координированными, активизируются мыслительные процессы детей  — воображение, память, внимание.

В повседневной жизни дети любят игры:

« Силач» — игра учит детей как можно больше захватить рукой разбросанные на ковре палочки.

« Палочки я разбросаю

Снова в руку их возьму,

Быстро силу набираю,

Скоро гирю подниму»

Игры – физкультминутки доставляют детям  большую радость, удовольствие, развивают речь, образное мышление.

           « Ёжик»

Пыхтя тащил домой грибок,

Проворный маленький зверек,

Ни головы, ни ножек, —

Конечно, это ежик.

 

        « Грибок»

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

 

 

« Кроватка»

Поставил в спальню я кроватку

И спать на ней мы будем сладко.

 

В группе я оформила уголок на развитие мелкой моторики рук, где детям предоставлена возможность   складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца , бусы, заниматься шнуровкой.

В работе с родителями  по этой проблеме, я  провожу консультации на темы : «Пальчиковая гимнастика для развития речи», «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»,  индивидуальные беседу на тему : « Роль семьи в развитии речи ребенка».

 

В результате проводимой работы  наблюдаются

положительные результаты:

 

  • Ø Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития.
  • Ø Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать  и разгибать пальчики.
  • Ø Складывать пальцы и раскрывать ладони.
  • Ø Держать ладони на поверхности стола. Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
  • Ø Пальчиковые игры   дают детям возможность  управлять  своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.

 

Продолжая работать по этой проблеме, я запланировала

на следующий  учебный   год  задачи :

 

  1. 1.     Внедрять пальчиковые игры и упражнения во все виды детской деятельности.
  2. 2.     Постоянно пополнять  развивающую среду   играми для развития  мелкой  моторики  рук.
  3. 3.     Способствовать  развитию мыслительных процессов, умственного  и речевого  развития  через   пальчиковые игры и упражнения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. « Играем пальчиками и развиваем речь» В.Цвынтарный
  2. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» А.Е.Белая, В.И. Мирясова
  3. «Дошкольное воспитание» журналы №5 2000г,№ 6 2002г, 2005г.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду М.В.Васильевой.
  5. « Наши пальчики играют» М.Г.Борисенко, Т.А.Лукина

 

 

 

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.