Интегрированный мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»

Кто в детстве  куклы не играл, тот счастья не видал»

 /народная мудрость/

Цель:  Гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы-оберега с применением сказкотерапии.

Задачи:

  • Учить детей и родителей взаимодействовать друг с другом через сказку;
  • Создать условия для активизации интереса родителей к вопросам
  • нравственно-патриотического воспитания;
  • Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей и родителей, увлеченных общим делом;
  • Развивать эстетический вкус, творческое мышление, сенсорный опыт, фантазию, любознательность, творческие способности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать образную и связную речь;
  • Вызвать интерес к данному виду деятельности;
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям

Материалы и инструменты:

лоскутки  тканей  (бязь, сатин, фланель и т.д.) 20*10 см., 6*6 см.,  нитки красного цвета, ножницы, музыкальное  сопровождение.

 

Ход : мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Поделка, игрушка, сделанная своими руками уникальна, индивидуальна.

Плюс второй — возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий — идет мощное развитие способностей по разным направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать себя в новом, интересном деле. А кто-то – может найти свое призвание или хобби.

 

 

Педагог

КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердца детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего созидателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее каждого народа на нашей планете.
Все дети мира  играют в куклы. И в современное время для продвинутых детей нужна народная кукла. Основным является то, что ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит или наблюдает за работой взрослых — кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного образа мира и себя в нем, прогнозированию положительного образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых, а самое главное ребенку прививается чувство патриотизма.

Издревле на Руси куклы считались не только общепризнанной и любимой забавой многих детей, но также и священным оберегом. Существует множество кукол-оберегов, отличающихся по форме и используемым материалам — это кукла Подорожница, Веснянка, Кубышка-травница и самая популярная — кукла Кувадка.

Особенности текстильной куклы:

1

 — Выполняется скручиванием полосок ткани: русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое.

— Натуральные материалы: лен, ситец, сатин, бязь, фланель и др, палочки лесных деревьев (фен-шуй), солома, лыко, трава, березовое полено

— Куски своей ношеной (счастливой) одежды;

— Делается без иголки и ножниц — «не коланная, не резанная»; все составные части крепятся нитками, поясками.

— Легко делается – легко разбирается; священен сам предмет, когда наполнен символикой.

— Безликость, чтобы не вселился дух иного мира. Безликость — это следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.

Давайте и мы попробуем сделать вместе с детьми эту простую куколку-Кувадку. Так её называли наши предки. «Одной рукой узла не завяжешь», поэтому, для того чтобы сделать куклу надо помогать друг другу.

Для изготовления куклы-Кувадки используются лоскуты яркой разноцветной ткани, красная нитка.

Кувадка очень проста в изготовлении.

Лоскут яркой одноцветной ткани размером 10×20 см скручиваем к середине по длинным сторонам, чтобы скатки встретились в середине  (рис. 1, а).

1

Скрученный лоскут перегибаем  пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью красного  цвета. Концы нити связываем  двойным узлом (рис. 1, б).

1

Рис. 1. Сворачивание лоскутов ткани для изготовления куклы Кувадки.

Из лоскута другого цвета размером 6×6 см таким же образом скручиваем вторую скрутку. На расстоянии 1 см от края с каждой стороны перевяжите скатку.

Фото4

(рис. 1, в).

1

Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке (рис. 2, а).

1

Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Зафиксируйте перевязь на талии.

Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье (рис. 2,б).

1

Ваша Кувадка готова. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Рис. 2. Изготовление куклы Кувадки.

(Практическая часть)

Педагог

Давным – давно наши предки придумывали игрушки, чтобы развлечь своих детишек, и про них придумывали игры, сказки. При помощи этого в игровой форме находили ответы на все интересующие вопросы детей. И даже первую куклу для девочек, придумали, чтобы она приучалась ухаживать за малышами, управляться по-хозяйству. С помощью сказки приходило понимание добра и зла, силы и безволия, алчности и бескорыстия и многому другому. Ребенок должен, в результате такой сказкотерапии найти правильный выход из различных, жизненных  ситуаций, тем самым способствуя постепенному вхождению во взрослую жизнь. В таких сказках всегда существуют герои, с которыми дети ассоциируют себя. Вот и сегодня нам предстоит почувствовать себя в роли авторов сказки. А оберег будет одним из героев в ней. А главный герой сказки – стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса, может стать ваш ребенок. В наших сказках могут быть одни и те же герои или постоянно появляться новые, а также можно придумывать целый сказочный сериал.  Для того чтобы начать процесс сочинения сказки, я объясню какая должна быть ее структура.

Начало истории (где? кто? когда?)

Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)

Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)

Итог  (возвращение или иное завершение сказки)

А самое главное сказку надо сочинять только с хорошим настроением. А после каждый из вас постарается рассказать, а кто желает, и обыграть свою сказку.

 (Сочинение сказки)

Итак,  мы с вами услышали и увидели различные сказки вашего сочинения. И как здорово у вас получилось. А как понравилось такое занятие детям. Все эмоции были отображены у них на лице. Это позволяет вам следить и контролировать за эмоциональным состоянием вашего ребенка, узнать его интересы. Ребенка необходимо постоянно спрашивать о том, что на его взгляд думали герои в тот или иной момент, что хотели своим поступком сказать, правильно ли они поступили.  Такое общение не только творческий процесс, но является терапевтической «витаминной» между взрослым и ребенком.

Благодарим Вас за участие, надеюсь, что наш мастер – класс вам понравился, и Вы с удовольствием будете заниматься этим дома в кругу своей семьи.

Литература

  1. Берстенева Е, ДогаеваН. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками — Белый город, 2010.
  2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.
  3. Фенхель А. Кукольные тайны // Маруся 2012 №6, с.56-58.

Комментарии закрыты.