Влияние пальчиковых игр на развитие речи дошкольников

 

 

Воспитатель: Головаха А.А.

 

 

Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Освоить такие пальчиковые игры и продемонстрировать их могут ребятишки, начиная с 4-5 лет. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

 

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий. Для самых маленьких сначала используется массаж ладошек, который включает в себя поглаживание, сгибание-разгибание пальчиков, растирание. Его делают не более 3-5 минут. А деткам постарше предлагают «Козу-дерезу», «Сороку-ворону», «Ладушки». Например, один из стишков звучит следующим образом:

 

«Ладушки-ладушки, где были? – у бабушки.

Что ели? – кашку. Что пили? – бражку.

Попили-поели – домой полетели,

На головку сели»

 

Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют в такие игры с поочередной сменой сюжетов в них. А от 5 лет и выше в пальчиковые игры для дошкольников, добавляются разные предметы, позволяющие более активно использовать кисти и пальцы ребенка – шарики, кубики, пирамидки, домики и другие игрушки.

 

Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Пальчики – это довольно удобное решение для малыша, если захочется поиграть на улице, в детском саду, в школе. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте.

 

Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.

 

Насколько сильно понравится игра малышам зависит от того, как ее преподносит взрослый. Для маленьких крох важно нежное прикосновение и ласковая интонация маминого голоса. Малыши 3-5 лет лучше воспринимают мимику и внятную речь взрослых, которым следует знать предлагаемые стишки наизусть.

 

Пальчиковые игры, предназначенные для развития речи, имеют еще одно замечательное качество – они способствуют радостному общению близких людей. Во время этих игр родители обычно усаживают малыша на руки, гладят его, обнимают, даря много положительных эмоций, что благоприятным образом сказывается на его общем развитии. Окунувшись совместно с ребенком в забавный и увлекательный мир пальчиковых игр, вы освоите полезное и увлекательное занятие, роль которого в формировании будущей личности трудно переоценить.

 

Рекомендации по подготовке к пальчиковым играм:

  • Никогда не прикасайтесь к маленькому ребенку холодными руками. Можете растереть ладони или согреть их на радиаторе, под теплой водой.
  • Перед тем, как начать новую игру, познакомьте малыша с неизвестными персонажами на примере картинок или игрушек.
  • До полутора лет пальчиковые игры с ребенком проводите в виде пассивной гимнастики или как демонстрацию.
  • Во время игры используйте максимально выразительную мимику.
  • Старайтесь как можно чаще прикасаться к малышу пальцами, гладить его или щекотать. Этим вы вызовите дополнительные положительные эмоции.
  • Разучив 2-3 игры, через некоторое время замените их на новые.

Рассказывайте сказку или стишки с выражением, создавая паузы в нужных местах, говоря тише или громче, в зависимости от сюжета.

 

Работа по подготовке к школе проводится еще в дошкольных учреждениях. Пальчиковые игры в детском саду готовят ребятишек к овладению навыком письма в дальнейшем. Многие преподаватели младших классов отмечают у детей трудности с обучением письму, которое является сложным навыком, предполагающим слаженную работу мелких мышц кисти и всей руки. Для овладения письмом должна быть и определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Пальчиковые игры в детском саду способствуют именно подготовке к овладению письмом. Воспитатели и родители, уделяющие должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры помогают интеллектуальному формированию ребенка еще в детском саду, а также подготавливают его к овладению навыком письма в школе.

Первый раз в первый класс

 

 

И вот малыш первый раз идет в школу. Младший школьный возраст – это самый ответственный период в жизни маленького человечка, ведь именно в этом возрасте у него особая восприимчивость к происходящим событиям. В школе привычные игры не исчезают сразу, а постепенно заменяются обучением и трудовым воспитанием. Они становятся новыми и сопровождают процесс обучения, заставляют размышлять и развивать свои способности. Пальчиковые игры для школьников используются теперь в основном для отдыха маленьких ручек после письма, рисования и т.д. Например, дети читают такой известный стишок «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», после чего энергично встряхивают пальчиками и растирают ладошки.

 

Еще одно упражнение для младшего школьного возраста:

 

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Ну а мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы окончили считать»

 

После этого пальцы соединяются в замок и касаются поочередно друг друга. Затем следует опустить руки вниз и встряхнуть кистями.

 

Учебная деятельность в начальной школе построена так, что появляется стимул к познанию окружающего мира. Дети каждый день открывают для себя что-то новое и полезное. Но такие знания приходят не сами по себе. Учитель ежедневно и кропотливо обучает детей не только возможности созерцать, но и рассматривать, не только слушать, но и слышать. Он знакомит их с тем, что первично, а что можно перенести на второй план, приучает проводить осмысленный анализ окружающих объектов. Но развитие моторики и в младшем школьном возрасте играет важную роль в формировании способностей ребенка. Поэтому пальчиковые игры для школьников также необходимы, как и в детском саду. Хотя школа уделяет развивающим играм не такое большое внимание, навязывая малышам поход к любой деятельности с точки зрения взрослых.

 

Переход от игр к серьезным занятиям довольно резкий и его следует заполнить какими-то переходными формами, подготавливающими к другому виду деятельности. И в этом заключается задача родителей и учителей, чтобы сделать такой переход плавным. Одной из таких переходных форм являются пальчиковые игры, используемые для школьников, как средство передышки во время занятий и расслабления.

 

После изучения разных материалов можно подвести итоги, для чего же нужны и как влияют на развитие ребенка пальчиковые игры. Такие упражнения являются уникальными для развития мелкой моторики и речи ребенка, которые связаны воедино. При разучивании небольших стишков в пальчиковых играх стимулируется формирование не только речи, но и творческого мышления, внимания, фантазии, быстроты реакции и эмоциональной выразительности. Поэтому играйте со своим малышом как можно чаще, помогая ему тем самым в развитии и формировании интеллектуальной личности.

Комментарии закрыты.