Воспитание детей в игре

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности».

 

В.А. Сухомлинский

Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

 

В настоящее время нравственное воспитание дошкольников  требует большого внимания, а именно- коллективные взаимоотношения, личностные качества ребенка – дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремленность, активность, организаторские умения, формирование отношения к труду, учебе. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него  начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют творческие игры детей.

Работая в разновозрастной группе с детьми от 2 лет до 4 лет , я поставила перед собой  задачи:

-научить ребёнка играть

-содействовать объединению детей в игре

— тактично руководить выбором игр

— приучать детей соблюдать во время игры правила

-воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи

 

Игра- отражение жизни и для реализации поставленных задач, я создала в своей группе развивающую среду, напоминающая однокомнатную квартиру: с кухней, спальней, ванной, все атрибуты настоящие ( посуда, душ, прищепки и т.д.). Привлекла родителей к пошиву постельных принадлежностей, шитью фартучков, колпачков. Мебель, крупные игрушки и пособия  я разместила так, чтобы  дети легко могли проходить между ними, подходить к  ним с разных сторон. Четкое распределение  игрушек и пособий в комнате, художественное оформление создают порядок и уют. Многие игрушки использовались и применялись  в сюжетных играх. Так в «дом» дети могли попасть через «двери»  в виде обруча. Соорудив постройки, используемые в игре, я их не разбирала, а способствовала продолжению  игр после сна.

Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любят их как живых.

Я понимала, что главный показатель интеллектуального развития –это умственное  воспитание ребенка через игру, а именно  формирование восприятия, мышления, памяти воображения. Зная, что у детей младшего возраста  нет  игрового опыта,   я   большое внимание  уделяла дидактическим игрушкам , т.е. обучающим, это: мисочки-вкладыши, матрешки, конические башенки с разноцветными кольцами, бирюльки. Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, учился новым действиям, приобретал определенные умения. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек,  дети учились соизмерять детали, на глаз определять, какие половинки игрушки соединить вместе. Наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда я рядом с ребенком во время игры.  При мне ребенок  уточнял названия цветов, формы, понятий «больше-меньше».

Для решения  дидактических  задач  с помощью родителей приобрела для группы  настольно-печатных игры: лото, домино, парные картинки, которые помогали малышу производить простейшую классификацию предметов, сопоставлять предметы и т.д.  Я заметила, что во многие из настольных игр дети готовы играть всегда, а  другие им менее интересны. Почему? Оказывается, что в эти игры детям трудно  было играть одним, без взрослых. Как только я  садилась  играть вместе с ними, скучная  игра становилась  привлекательной.  И , конечно я всегда поощряла  детей, хвалила  ребенка,  если он  рассказывал  что-то о предметах, усваивал произношение трудных звуков.

Одной из желанных игр у детей остается  дидактическая игра, способствующая развитию восприятия цвета. Взяв  шесть листов цветного картона,  нужно сложить их пополам. Получится шесть «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырезать  круглое отверстие. Подготовив  еще 6 листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же цвета — это вкладыши. Теперь если книжечки положить кверху лицевой стороной, на цветном фоне выступают белые круги. Рисую  в каждом из них мышку. Материал готов! Все книжечки лежат перед ребенком. Объяснив  ему, что мышки сидят в норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку. Вначале я помогаю  ребенку, сама, называя цвета: -Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка зеленая. Ну-ка, где у нас зеленая дверца?» Потом начинаю добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок . Но  ребенку трудно справиться сразу с несколькими карточками, беру сначала 2-3 книжечки. Так через игру мои малыши обучаются  группировать предметы по цвету и  форме.  Познакомив  детей с разновидностями форм , выкладываю  с ними фигуры из палочек или мягкой проволоки.

Передо мной всегда стоит  задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. В моей группе 17 малышей , все они разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада  стала  первым детским обществом, где они приобретали  первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Только через сюжетно-ролевые игры я могла воспитывать  эти чувства у малышей.  С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Работу по развитию сюжетно-ролевых  игр я осуществляла по двум направлениям:

  1. Создание необходимой игровой среды
  2. Непосредственное руководство играми детей.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекала малышей, и они начинали  разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли  и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы  мои малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросал  куклу на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того чтобы игра развивалась, необходимо даватьдетям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовала и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевал, побуждла к решению новой игровой задачи – предлагала напоить куклу Катю чаем.

Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогали детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащали её содержание. В начале года сюжет игр был простой, но в течение года сюжеты постепенно  усложнялись, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматривали  одежду куклы, называли её. Затем я последовательно одевала  куклу. Дети наблюдали за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагала  повторить мои действия. Вначале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игре детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще.  Сабина К, не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома она играет с одним медвежонком, даже с ним ложится спать. Вечером я попросила  Сабину принести мишку в детский сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково поздоровалась с мишкой и пригласила его в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к мишке как к живому существу. В последующие дни Сабина приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Сабины появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, весёлая.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Большинство детей, прийдя в детский сад воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой  помощника воспитателя, повара,  медсестры, организовывала  целевые прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.

К концу года  сюжеты  игр становились  более интересными: дочка  заболела, « мама» повезла ее в больницу лечить к доктору, шофер не только возит детей , но и объявляет остановки, выполняются правила дорожного движения и правила пассажиров.  Игры стали сплачивать детей , а вся игровая обстановка оказывала  творческое развитие каждого ребенка.  По мере того как дети становились умелыми, в игре  добивалась  более аккуратных действий: «Посадим зайчика в машину и повезем его медленно, чтобы он не упал». Обращаясь к персонажам, я побуждала  детей к речевым высказываниям( «Скажем мишке: «Спи, закрой глазки», «До свидания, зайчик, приходи к нам еще, мы тебя морковкой угостим»).Привлекала  детей к активному участию в игре, показывала, как готовить условия для нее («Что нам надо, чтобы покормить зайчика?», «Где мы будем строить дом для собачки»). Предметы заместители предлагала  в разных ситуациях и как основной предмет для игры, и как дополнительный ( кукле  предлагаем  разные угощения (желуди — «конфеты», листья — «блины»).

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу года  дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились  делиться и уступать игрушки сверстникам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогают Матрёшка и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

С точки зрения умственного развития для детей 3-4лет предлагала  иногда  неоформленный игровой материал. Умение видеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку — важный этап в развитии детского мышления.

Очень пригодилось  разыгрывание сказок, которые дети знают и любят. В течение недели во второй половине дня, я устраивала  кукольный театр, где актерами  выступали все игрушки  малышей. При этом совсем не обязательно  было  досконально повторять сюжет или набор персонажей из сказки. Вместо волка и лисы в теремке  жили  кот и поросенок, а на жизнь колобка покушались  еж, барсук и сорока.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе игрушку, вспомнить, как и где с  ней можно играть.  Воображение проявлялось и развивалось также в поиске средств для выполнения задуманного;  для  кормления куклы подобрать правильные «продукты», посуду, а если их не хватает- заменить предметом заместителем. Так в игре развивались творческие способности.  Интересные игры  создавали  у детей бодрое, радостное настроение, делали  жизнь детей полной и яркой.

Постепенно в играх у  малышей формировались  общие представления о  различных профессиях. Дети подражали  домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя,  шофера, благодаря  этому   воспитывалось уважение к труду взрослых.

Наблюдая за  поведением  малышей  в игре, я могла судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Сюжетно-ролевые игры помогали воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о сверстниках. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивали  некоторые навыки хозяйственного труда: вытирали пыль с кукольной мебели, подметали пол в своем “доме”, «стирали» кукольное белье.

Жизнь в детском саду также дал богатый материал для игровой деятельности, малыши получали много новых впечатлений. В игре отражалась повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Многочисленные  мои наблюдения показывали, что выбор игры определялся порой силой переживаний ребенка. Дети  испытывали потребность отражать в игре впечатления, которые были  связанны к близким людям или необычные события, которые привлекали их своей новизной.

Я помогала детям  выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могли  послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы получалась  интересная игра,  я использовала  чтение художественной литературы с обязательным просмотром иллюстраций. Влияние   художественной литературы  на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывала перед детьми новый мир, впервые заставляла задумываться над тем, “что такое хорошо и что такое плохо”. Герои книг часто становились героями игр. Однако  возникала  необходимость помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появлялось желание воплощать в игре положительные образы героев литературных произведений.

Руководя творческими  играми детей я использовала различные приемы: вызывала в памяти у детей то, что они видели, о чем я им недавно прочитала, приносила в группу  различные игрушки-  музыкальные инструменты, игрушечных животных, такое наглядное напоминание наводило малышей на мысль провести музыкальное занятие, вспомнить  в какой сказке встречаются  эти  зверушки. Одним из любимых героев малышей стал  доктор Айболит, который  лечил не  только зверей, но и кукол, которые болели гриппом.

Мои малыши  2-3 лет обычно начинали играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием,  а дети 3-4-х лет уже способны  были выбрать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры я обычно спрашивала: “Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?” Такие  вопросы заставляли детей задуматься и наметить основной сюжет.

Что бы я  не делала, обязательно рассказывала и объясняла малышам, что я взяла, как это называется, из чего сделано, как будет использоваться. Тем самым   знакомила  детей не только со свойствами предметов, но и расширяла   их словарный запас.

Любимыми играми оставались у детей  пальчиковые игры, в которые мы играли каждый день. Пальчиковые игры, фольклорные песенки, потешки,  помогали налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза». Самой первой  пальчиковой игрой у детей была игра «Знакомство с пальчиками», где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов :

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья!

Друг без друга им нельзя!

Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев, я использовала следующие пальчиковые игры: «Это пальчик  хочет спать», « Дружат наши дети», « Пальчики в лесу», «Капуста», « Улитка – улитка», « Солнышко – ведрышко», «Мой мизинчик», « Водичка – водичка», « Дождик» и др.

Все  эти игры я применяла на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей. Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращала  в игру.

Многие дети моей группы   научились соотносить слова с  действиями, поочередному сгибанию пальчиков, что доставляло им большое  удовольствие. Пальчиковые игры создавали  положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождались короткими стихотворными строчками. Пальчиковые игры способствовали активизации познавательных процессов, расширению и обогащению словаря.

Доставляли  детям  большую радость и игры-физкультминутки  для  развития речи и образного мышления:

           « Ёжик»

Пыхтя тащил домой грибок,

Проворный маленький зверек,

Ни головы, ни ножек, —

Конечно, это ежик.

           « Грибок»

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

           « Кроватка»

Поставил в спальню я кроватку

И спать на ней мы будем сладко.

В группе я оформила уголок на развитие мелкой моторики рук, где детям предоставлена возможность   складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца , бусы, заниматься шнуровкой.

В результате проводимой работы  наблюдались положительные результаты:

  • Обогатился словарь детей и повысился  уровень речевого развития.
  • Через пальчиковые игры дети освоили умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать  и разгибать пальчики.
  • Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
  • Пальчиковые игры   дали  детям возможность  управлять  своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвратило  возможность возникновения неврозов.

Положительных результатов в работе,  я  добивалась,  действуя в тесном контакте с родителями. Для этого мной   использовалось  анкетирование .Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым я  провела беседы с родителям и наметила план работы. В группе оформила  стенд «Играют дети» Провела и рекомендовала ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковая гимнастика для развития речи», «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»,  индивидуальные беседу на тему « Роль семьи в развитии речи ребенка». Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Просвещение, 1987.
  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
  5. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
  6. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988.
  7. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
  8. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  10. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие
  11. 11.« Играем пальчиками и развиваем речь» В.Цвынтарный
  12. 12.«Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» А.Е.Белая, В.И. Мирясова
  13. 13.«Дошкольное воспитание» журналы №5 2000г,№ 6 2002г.
  14. 14.« Наши пальчики играют» М.Г.Борисенко, Т.А.Лукина

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.